Конституция Российской Федерации гарантирует равные права гражданам страны в получении базовых благ. Это важно для такой категории населения, как инвалиды, которые вправе иметь такой же доступ к имеющейся инфраструктуре, как и прочие граждане. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» вступил в силу с 01.01.2016г.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" коммерческие организации обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Здесь же указано, что коммерческие организации обеспечивают инвалидам:
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Требования довольно обширные, но это не значит, что организация может их проигнорировать, полагая, что не в состоянии их выполнить.
Надо исходить из того, что подобные нормы в первую очередь направлены на то, чтобы дать инвалиду возможность пользоваться инфраструктурой предприятия в том числе и в сфере торговли ( в т.ч. аптеки), общественного питания и бытовых услуг. И если организация обеспечивает эту возможность теми или иными путями, разработанными самостоятельно, то она сможет избежать ответственности за невыполнение названных требований. Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг влечет ответственность согласно ст. 9.13 КоАП РФ, Статья 5.43 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регулируется ситуация, когда без проведения реконструкции или капитального ремонта объекта отсутствует возможность их полного приспособления к потребностям инвалидов. В этом случае на собственников таких объектов возлагается обязанность на их выбор:
- либо принять согласованные с общественным объединением инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги;
- либо обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида;
- либо обеспечить предоставление услуги в дистанционном режиме.
Пример: как верно отмечается судами, указание на применение положений комментируемого закона о создании доступной среды для инвалидов исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. 18, 19, 27, 45 Конституции, в связи с чем действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения (см. постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 сентября 2018 г. N Ф04-3402/2018 г. по делу N А46-20027/2017- «При выборе помещения для расположения магазина и заключения договора аренды и субаренды организация должна учесть все предъявляемые законодательством Российской Федерации требования, а согласование или отказ в согласовании переоборудования помещения относится к рискам его деятельности»).
презентация по орг. доступа маломобильным гражданам
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" коммерческие организации обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Здесь же указано, что коммерческие организации обеспечивают инвалидам:
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Требования довольно обширные, но это не значит, что организация может их проигнорировать, полагая, что не в состоянии их выполнить.
Надо исходить из того, что подобные нормы в первую очередь направлены на то, чтобы дать инвалиду возможность пользоваться инфраструктурой предприятия в том числе и в сфере торговли ( в т.ч. аптеки), общественного питания и бытовых услуг. И если организация обеспечивает эту возможность теми или иными путями, разработанными самостоятельно, то она сможет избежать ответственности за невыполнение названных требований. Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг влечет ответственность согласно ст. 9.13 КоАП РФ, Статья 5.43 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регулируется ситуация, когда без проведения реконструкции или капитального ремонта объекта отсутствует возможность их полного приспособления к потребностям инвалидов. В этом случае на собственников таких объектов возлагается обязанность на их выбор:
- либо принять согласованные с общественным объединением инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги;
- либо обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида;
- либо обеспечить предоставление услуги в дистанционном режиме.
Пример: как верно отмечается судами, указание на применение положений комментируемого закона о создании доступной среды для инвалидов исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. 18, 19, 27, 45 Конституции, в связи с чем действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения (см. постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 сентября 2018 г. N Ф04-3402/2018 г. по делу N А46-20027/2017- «При выборе помещения для расположения магазина и заключения договора аренды и субаренды организация должна учесть все предъявляемые законодательством Российской Федерации требования, а согласование или отказ в согласовании переоборудования помещения относится к рискам его деятельности»).
презентация по орг. доступа маломобильным гражданам