Принят и опубликован на Федеральном уровне федеральный закон от 28 февраля 2023 г. N 50-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Подписан закон о сохранении уровня пенсионного обеспечения в случае повторного определения на военную службу или на службу в правоохранительные органы.
При повторном поступлении на военную службу, в том числе в рамках спецоперации, военные пенсионеры рисковали потерять часть пенсионных выплат.
Теперь в соответствии с принятым законом в указанных случаях военные пенсионеры имеют право по своему выбору на возобновление выплаты пенсии, которая была им приостановлена, исходя из выслуги и общего трудового стажа на день приостановления, и назначение пенсии исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения с военной службы.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
5) Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
Подписан закон о защите русского языка от чрезмерных иностранных заимствований. Закон вводит положения о нормативных словарях, справочниках и грамматиках - в них фиксируются нормы современного русского литературного языка, которые необходимо соблюдать при использовании русского языка как государственного языка РФ в ряде сфер. Порядок формирования и утверждения списка таких словарей, справочников и грамматик, а также требования к составлению и периодичности издания нормативных словарей утвердит Правительство.
Установлено, что при использовании русского языка как государственного языка РФ не допускается употребление слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в указанных нормативных словарях.
Документом также расширен перечень сфер, в которых государственный язык РФ подлежит обязательному использованию, и введена обязательная лингвистическая экспертиза текстов подготавливаемых проектов нормативных правовых актов в целях приведения их в соответствие с нормами современного русского литературного языка.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения о лингвистической экспертизе проектов нормативных правовых актов, которое вступает в силу с 1 января 2025 года.
6) Указ Президента РФ от 3 марта 2023 г. N 139 «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа».
Нарушение исполнителем обязательств по государственному оборонному заказу в период действия военного положения повлечет приостановление полномочий его органов управления. Установлено, что в случае нарушения хозяйственными обществами своих обязательств по государственному контракту (контракту), впредь до отмены военного положения:
приостанавливаются права участников (акционеров) такого хозяйственного общества и полномочия его органов управления;
определяется управляющая организация, которая будет осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа такого хозяйственного общества, а также в той мере, в какой это необходимо в целях исполнения обязательств по государственному оборонному заказу, полномочия общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
При коллегии Военно-промышленной комиссии РФ будет создана рабочая группа по вопросам деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа, в период действия военного положения.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
7) Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2023 г. N 306 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 475».
Закреплен порядок предоставления членам семей погибших (умерших) граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, компенсационных выплат.
Установлено, что при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период должны быть предусмотрены средства, необходимые для предоставления компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг в том числе членам семей погибших (умерших) граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории, с учетом расходов по их доведению до получателей.
Предусматривается, что внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
8) Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2023 г. N 307 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Уточнен порядок финансирования расходов на погребение погибших (умерших) при выполнении задач в области обороны в составе добровольческих формирований.
Установлено, в частности, что за счет средств соответствующих федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) осуществляется погребение погибших (умерших) в том числе при выполнении отдельных задач в области обороны в составе добровольческих формирований, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.
Оплата услуг по погребению производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 48000 рублей, а в городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - 66000 рублей.
9) Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2023 г. N 318 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Скорректирован перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления госзакупок.
Так, в перечень попали снегоболотоходы (код по ОК 29.10.59.330), вездеходы (код по ОК 29.10.59.340), суда прогулочные и спортивные (код по ОК 30.12), электропечи и камеры промышленные или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки (код по ОК 28.21.13.119) и др. Некоторые позиции исключены из указанного перечня. Кроме этого, документом:
скорректирован перечень отдельных видов промышленных иностранных товаров, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления госзакупок;
уточнен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления госзакупок;
уточнена минимальная доля закупок товаров российского происхождения.
В частности, расширен перечень российских товаров, в отношении которых устанавливается размер минимальной обязательной доли закупок - в него включены видеокамеры, светодиоды, светодиодные модули и их части, электрокардиографы, краны мостовые электрические, суда сухогрузные, суда прогулочные, буксиры и суда-толкачи, тали электрические канатные и др. В отношении введенных позиций предусмотрен размер минимальной обязательной доли закупок с 2023 года.
10) Постановление Правительства РФ от 1 марта 2023 г. N 329 «О внесении изменения в пункт 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки».
Конкретизирован перечень документов, подтверждающих предоставление гостиничных услуг по месту командирования. В случае отсутствия проездных документов фактический срок пребывания работника в командировке подтверждается документами по найму жилого помещения. Согласно постановлению при проживании в гостинице указанный срок пребывания подтверждается: договором, кассовым чеком или документом, оформленным на бланке строгой отчетности, содержащим сведения, предусмотренные Правилами предоставления гостиничных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1853.
11) Постановление Правительства от 7 марта 2023 г. № 361 «Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливо-энергитического комплекса на территориях Донецкой, Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей».
Настоящим постановлением определены прилагаемые особенности применения законодательства РФ в данной сфере на период до 1 января 2028 года.
2. В войсках национальной гвардии РФ:
1) Приказ Росгвардии от 9 февраля 2023 г. № 28 «О внесении изменения в типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, утвержденные приказом Росгвардии от 19 октября 2020 г. № 419».
Согласно данных изменений пункт 12 Типовые требований дополнен требованием о «действиях частного охранника при совершении (угрозе совершения) преступления в форме вооруженного нападения, в том числе террористической направленности, на объект охраны».
Зарегистрирован в Министерстве юстиции от 10 марта 2023 г. № 72568.
Вступает в законную силу с 21 марта 2023 года.
3. Приказы МВД России иных ведомств, информационные письма и информация касающиеся деятельности войск:
1) Указ Главы Республики Бурятия от 3 марта 2023 г. N 37 «О внесении изменений в указ Главы Республики Бурятия от 23 августа 2022 г. N 176 «О дополнительных гарантиях отдельным категориям граждан, принимающих участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины».
В новой редакции указа Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти на территории Республики Бурятия, организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Бурятия, обеспечить исполнение настоящего указа в отношении своих работников, уволившихся, оформивших отпуск без сохранения заработной платы либо с которыми в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, приостановлен трудовой договор (служебный контракт) в связи с участием в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины. А именно:
на срок действия контракта о прохождении военной службы предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере среднего заработка работника по последнему месту работы в порядке;
при увольнении работников по их желанию в связи с участием в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины обеспечить их включение в кадровый резерв в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Вступает в силу с 6 марта 2023 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года.
2) Указ Главы Республики Бурятия от 10 марта 2023 г. N 42 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах РФ в связи с указом президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей».
Настоящим указом в Республике Бурятия запрещено использование беспилотных воздушных судов на территории Республики, исключение составляет БПЛА, используемые в установленном законодательством порядке территориальными органами ФОИВ, органами МСУ, подведомственными им государственными и муниципальными учреждениями, организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, а также иными организациями и физическими лицами по договору с указанными органами власти и подведомственными им организациями в рамках возложенных на них полномочий.
Данная мера установлена в Республике на период действия уровня базовой готовности, введенного пунктом 5 Указом Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах РФ в связи с указом президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756».
Указ вступил в законную силу с 10 марта 2023 года.
3) Приказ Минпромторга России от 26 декабря 2022 г. N 5485 «О продлении сроков действия утвержденных типов стандартных образцов или типов средств измерений».
На год продлеваются сроки действия утвержденных типов стандартных образцов или типов средств измерений. Принято решение продлить сроки действия утвержденных типов стандартных образцов или типов средств измерений, сроки которых истекают до 31 декабря 2023 года, на 12 месяцев со дня, следующего за днем истечения сроков действия таких утвержденных типов.
4) Письмо Росреестра от 06 марта 2023 г. N 13-00169/23 «О рассмотрении обращения».
Росреестром разъяснены некоторые особенности применения положений законодательства об установлении льготного периода для исполнения обязательств по кредитным договорам, заключенным мобилизованными лицами, контрактниками, участниками СВО и членами их семей.
Речь идет о положениях Федерального закона от 7 октября 2022 г. N 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Сообщается, в частности, что со дня направления кредитором заемщику уведомления, указанного в части 10 статьи 1 Закона N 377-ФЗ, условия соответствующего кредитного договора считаются измененными на время льготного периода. Кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору не позднее дня, следующего за днем окончания льготного периода.
К отношениям, регулируемым статьей 1 Закона N 377-ФЗ, применяются требования, установленные частями 14 - 27, 31 - 33 статьи 6 Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ. Кредитор по кредитному договору (договору займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой и условия которого были изменены в соответствии со статьей 6 указанного закона, обязан обеспечить внесение изменений в регистрационную запись об ипотеке.
Так, законом на залогодержателя возложена обязанность по обращению в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в регистрационную запись об ипотеке. Если законом не установлен иной срок обращения залогодержателя с таким заявлением, Росреестр полагает, что оно может быть представлено в орган регистрации прав в том числе после окончания льготного периода.
5) Постановление Конституционного Суда РФ от 2 марта 2023 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Григорьевой».
Конституционный Суд не допустил снижения уровня защиты прав ребенка, родившегося после смерти его отца. Согласно пункту 2 статьи 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Совпадение момента возникновения основных прав у гражданина с моментом его рождения отражает представление о его основных правах и свободах как о естественных.
Компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав и гарантированной государством мерой, направленной на восстановление нарушенных прав и возмещение нематериального ущерба. Действующее правовое регулирование не предполагает безусловного отказа в компенсации морального вреда лицу, которому физические или нравственные страдания причинены в результате утраты близкого человека, в том числе когда к моменту его смерти или наступления обстоятельств, приведших к ней, член семьи потерпевшего (его ребенок) еще не родился.
В то же время действующий механизм защиты личных неимущественных прав и нематериальных благ не освобождает граждан от бремени доказывания самого факта причинения морального вреда и от обоснования размера денежной компенсации.
Отмечено, что обстоятельства дела могут свидетельствовать о причинении гражданину физических или нравственных страданий действиями, которые явным образом нарушают его личные неимущественные права либо посягают на нематериальные блага. Такая позиция применима к случаю смерти одного из родителей, когда факт причинения морального вреда ребенку во всяком случае должен предполагаться, в том числе если на момент смерти отца ребенок еще не родился.
Иной подход к вопросу о компенсации морального вреда, причиненного ребенку, родившемуся после смерти отца, не только снижал бы уровень защищенности прав таких детей, но и создавал бы необоснованные препятствия для применения конституционных гарантий реализации их прав.
Положение пункта 2 статьи 17 ГК РФ не предполагает его применения в качестве основания для отказа в реализации субъективного права такого ребенка требовать компенсации морального вреда, связанного с нарушением его личных неимущественных прав и иных нематериальных благ, принадлежащих ему от рождения или в силу закона, неотчуждаемых и непередаваемых иным способом.
6) «Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2023)».
Верховным Судом представлен обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2023).
Обзор включает в себя правовые позиции: в сфере административно-правовых отношений (ношение религиозной одежды в общественных местах, вопросы административного выдворения); в сфере семейно-правовых отношений (вопросы реализации судами положений Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах похищения детей от 25 октября 1980 года).
7) «Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2023)».
Верховным Судом представлен обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2023).
Обзор включает в себя правовые позиции: в сфере уголовных и уголовно-процессуальных отношений (в том числе ограничение свободы передвижения обвиняемого); в сфере рассмотрения дел по экономическим спорам (в том числе в вопросы трудовой миграции, налогообложения, регулирования госзакупок).