Принят и опубликован на Федеральном уровне в войсках национальной гвардии РФ приказ Росгвардии от 9 февраля 2023 г. № 28 «О внесении изменения в типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, утвержденные приказом Росгвардии от 19 октября 2020 г. № 419».
Согласно данных изменений пункт 12 Типовые требований дополнен требованием о «действиях частного охранника при совершении (угрозе совершения) преступления в форме вооруженного нападения, в том числе террористической направленности, на объект охраны».
Зарегистрирован в Министерстве юстиции от 10 марта 2023 г. № 72568.
Вступает в законную силу с 21 марта 2023 года.
3. Приказы МВД России иных ведомств, информационные письма и информация касающиеся деятельности войск:
1) Указ Главы Республики Бурятия от 3 марта 2023 г. N 37 «О внесении изменений в указ Главы Республики Бурятия от 23 августа 2022 г. N 176 «О дополнительных гарантиях отдельным категориям граждан, принимающих участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины».
В новой редакции указа Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти на территории Республики Бурятия, организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Бурятия, обеспечить исполнение настоящего указа в отношении своих работников, уволившихся, оформивших отпуск без сохранения заработной платы либо с которыми в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, приостановлен трудовой договор (служебный контракт) в связи с участием в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины. А именно:
на срок действия контракта о прохождении военной службы предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере среднего заработка работника по последнему месту работы в порядке;
при увольнении работников по их желанию в связи с участием в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины обеспечить их включение в кадровый резерв в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Вступает в силу с 6 марта 2023 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года.
2) Указ Главы Республики Бурятия от 10 марта 2023 г. N 42 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах РФ в связи с указом президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей».
Настоящим указом в Республике Бурятия запрещено использование беспилотных воздушных судов на территории Республики, исключение составляет БПЛА, используемые в установленном законодательством порядке территориальными органами ФОИВ, органами МСУ, подведомственными им государственными и муниципальными учреждениями, организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, а также иными организациями и физическими лицами по договору с указанными органами власти и подведомственными им организациями в рамках возложенных на них полномочий.
Данная мера установлена в Республике на период действия уровня базовой готовности, введенного пунктом 5 Указом Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах РФ в связи с указом президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756».
Указ вступил в законную силу с 10 марта 2023 года.
3) Приказ Минпромторга России от 26 декабря 2022 г. N 5485 «О продлении сроков действия утвержденных типов стандартных образцов или типов средств измерений».
На год продлеваются сроки действия утвержденных типов стандартных образцов или типов средств измерений. Принято решение продлить сроки действия утвержденных типов стандартных образцов или типов средств измерений, сроки которых истекают до 31 декабря 2023 года, на 12 месяцев со дня, следующего за днем истечения сроков действия таких утвержденных типов.
4) Письмо Росреестра от 06 марта 2023 г. N 13-00169/23 «О рассмотрении обращения».
Росреестром разъяснены некоторые особенности применения положений законодательства об установлении льготного периода для исполнения обязательств по кредитным договорам, заключенным мобилизованными лицами, контрактниками, участниками СВО и членами их семей.
Речь идет о положениях Федерального закона от 7 октября 2022 г. N 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Сообщается, в частности, что со дня направления кредитором заемщику уведомления, указанного в части 10 статьи 1 Закона N 377-ФЗ, условия соответствующего кредитного договора считаются измененными на время льготного периода. Кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору не позднее дня, следующего за днем окончания льготного периода.
К отношениям, регулируемым статьей 1 Закона N 377-ФЗ, применяются требования, установленные частями 14 - 27, 31 - 33 статьи 6 Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ. Кредитор по кредитному договору (договору займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой и условия которого были изменены в соответствии со статьей 6 указанного закона, обязан обеспечить внесение изменений в регистрационную запись об ипотеке.
Так, законом на залогодержателя возложена обязанность по обращению в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в регистрационную запись об ипотеке. Если законом не установлен иной срок обращения залогодержателя с таким заявлением, Росреестр полагает, что оно может быть представлено в орган регистрации прав в том числе после окончания льготного периода.
5) Постановление Конституционного Суда РФ от 2 марта 2023 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Григорьевой».
Конституционный Суд не допустил снижения уровня защиты прав ребенка, родившегося после смерти его отца. Согласно пункту 2 статьи 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Совпадение момента возникновения основных прав у гражданина с моментом его рождения отражает представление о его основных правах и свободах как о естественных.
Компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав и гарантированной государством мерой, направленной на восстановление нарушенных прав и возмещение нематериального ущерба. Действующее правовое регулирование не предполагает безусловного отказа в компенсации морального вреда лицу, которому физические или нравственные страдания причинены в результате утраты близкого человека, в том числе когда к моменту его смерти или наступления обстоятельств, приведших к ней, член семьи потерпевшего (его ребенок) еще не родился.
В то же время действующий механизм защиты личных неимущественных прав и нематериальных благ не освобождает граждан от бремени доказывания самого факта причинения морального вреда и от обоснования размера денежной компенсации.
Отмечено, что обстоятельства дела могут свидетельствовать о причинении гражданину физических или нравственных страданий действиями, которые явным образом нарушают его личные неимущественные права либо посягают на нематериальные блага. Такая позиция применима к случаю смерти одного из родителей, когда факт причинения морального вреда ребенку во всяком случае должен предполагаться, в том числе если на момент смерти отца ребенок еще не родился.
Иной подход к вопросу о компенсации морального вреда, причиненного ребенку, родившемуся после смерти отца, не только снижал бы уровень защищенности прав таких детей, но и создавал бы необоснованные препятствия для применения конституционных гарантий реализации их прав.
Положение пункта 2 статьи 17 ГК РФ не предполагает его применения в качестве основания для отказа в реализации субъективного права такого ребенка требовать компенсации морального вреда, связанного с нарушением его личных неимущественных прав и иных нематериальных благ, принадлежащих ему от рождения или в силу закона, неотчуждаемых и непередаваемых иным способом.
6) «Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2023)».
Верховным Судом представлен обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2023).
Обзор включает в себя правовые позиции: в сфере административно-правовых отношений (ношение религиозной одежды в общественных местах, вопросы административного выдворения); в сфере семейно-правовых отношений (вопросы реализации судами положений Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах похищения детей от 25 октября 1980 года).
7) «Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2023)».
Верховным Судом представлен обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2023).
Обзор включает в себя правовые позиции: в сфере уголовных и уголовно-процессуальных отношений (в том числе ограничение свободы передвижения обвиняемого); в сфере рассмотрения дел по экономическим спорам (в том числе в вопросы трудовой миграции, налогообложения, регулирования госзакупок).