Право граждан на качественное водоснабжение закреплено на законодательном уровне: Федеральный закон от 07.12.2011 № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно ст.2 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием центральных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и холодной воды указанных систем санитарно - эпидемиологическим требованиям.
Вода, подаваемая системами централизованного холодного, горячего водоснабжения и используемая населением для хозяйственно-бытовых нужд, должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу, а также иметь благоприятные органолептические свойства.
Гигиенические требования к качеству горячей воды регламентированы СанПиШ.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в соответствии с которыми наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки не допускается, органолептические показатели (запах, цветность, мутность, окраска) и содержание химических веществ не должны превышать допустимые гигиенические нормативы.
При установленном факте несоответствия состава и свойств холодной, горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия потребитель имеет право на снижение размера платы при оказании некачественной услуги.
Если Вы считаете, что в Вашу квартиру поставляется вода ненадлежащего качества, то управление многоквартирным домом должно обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, предоставление качественных коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Поэтому, в первую очередь следует обратиться в управляющую (обслуживающую) организацию. Граждане должны обратиться в управляющую компанию (далее - УК), могут пожаловаться на действия УК в Роспотребнадзор. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги должно быть сделано потребителем в письменной форме или по телефону в аварийно - диспетчерскую службу. Заявление должны зарегистрировать, указав Ваше имя, адрес и проблему. Обязательно уточните, принята ли заявка, номер и время ее регистрации. Если заявку подаете письменно, обязательно требуйте отметку о принятии заявления на своем экземпляре с точным временем приема.
Сотрудник аварийно - диспетчерской службы сообщает обслуживающей Ваш дом организации о Вашем обращении по факту нарушения качества услуги. Сотрудник УК определяет совместно с потребителем услуги дату и время проведения проверки.
После проверки качества воды специалист управляющей компании составляет акт проверки в двух экземплярах (по количеству заинтересованных лиц). Его обязательно должны подписать представитель УК и потребители. Один экземпляр акта остается у Вас, второй у председателя управляющей компании. В акте указываются: адрес, дата и время проведения проверки, визуальные и прочие внешние признаки некачественной воды присутствуют (например, цвет, запах, отсутствие прозрачности).
Если специалист УК при составлении акта делает вывод, что вода у Вас пригодна к потреблению, а Вы с ним категорически не согласны, то настаивайте на проведении экспертизы.
Полномочия государственного жилищного надзора осуществляет государственная жилищная инспекция. К компетенции органов государственного жилищного надзора относятся вопросы бесперебойного и качественного снабжения населения холодной и горячей водой. При обращении потребителей о несоответствии температуры горячей воды, предоставлении водоснабжения с перебоями либо с недостаточным напором воды, государственная жилищная инспекция проводит соответствующую проверку.
Потребители имеют право на перерасчет оплаты некачественной услуги.
В случае если управляющая компания отказывается признавать услугу некачественной, то составленный акт, заключение эксперта о несоответствии воды действующим санитарным нормам - это документы, на основании которых Вы можете потребовать у УК перерасчет. Необходимо предъявить требование о перерасчете. Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги в случае их ненадлежащего качества установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Если управляющая компания не принимает никаких мер, дальнейшее решение вопроса может быть разрешено в суде. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя.
При возникновении вопросов при покупке товара ненадлежащего качества можно обратиться по телефонам: